Главная \ Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса.Доступная среда. \ Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ОВЗ

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ОВЗ

Условия,  созданные в ДОУ  для обучающихся с определенными видами ОВЗ

Вид ОВЗ

Характерные особенности детей с ОВЗ и инвалидностью

Порядок, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014

Условия в ДОУ

Нарушение зрения

Ограниченность знаний и представлений об окружающем мире, с преобладанием общих, неконкретных знаний; недостаточная предметная соотнесенность слов, нарушение понимания смысловой стороны речи, вербализм, эхолалии. Как правило, такие дети медлительны, обладают малой психической активностью и повышенной истощаемостью.

 

Если рекомендовано МПМПК – есть возможность с нового учебного года организовать присутствие ассистента, который оказывает воспитаннику необходимую помощь;

подготовить альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы

Как и для детей с нарушением слуха, развивающая предметно-пространственная среда для детей с нарушением зрения способствует развитию полисенсорного восприятия и включает следующее:

- дидактический материал с четким цветовым решением, крупного размера и объема;

- рельефные картинки с изображением зверей, фруктов, ягод, посуды, и др. предметов, окружающих ребенка, букв, цифр;

- специальные наборы предметов для тактильного опознавания: овощи, фрукты, посуда, мебель, одежда, разные виды транспорта, инструменты и др.

Нарушение слуха

Для детей с нарушениями слуха характерно недоразвитие всех компонентов речи. Они замедленно реагируют на обращенную речь, имеют трудности формирования логического мышления.

Воспроизводить информацию звуковыми средствами

Для этого доступная развивающая предметно-пространственная среда содержит игры и игрушки для развития полисенсорного восприятия:

- зрительного — игры, в которых мы подбираем цвет и форму к изображениям реальных предметов, строить из цветного конструктора по предложенным схемам, игры с блоками Дьенеша, парные карточки, картинки, разрезанные на несколько частей и др.;

- слухового — музыкальные инструменты, звучащие игрушки, шумовые коробочки и т. п.;

- тактильно-двигательного — тактильные лото, тканевые мешочки с различными наполнителями, мешочки с парными предметами, доски Сегена (для определения формы и величины на ощупь и по обводящему движению), сенсорные дорожки, «Твистер» и др.

Нарушение опорно-двигательного аппарата

Дети, страдающие различными ортопедическими заболеваниями, вызванными главным образом первичными поражениями костно-мышечной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной нервной и периферической нервной системы), а также дети, страдающие тяжелыми формами сколиоза.

Хотя потенциальные возможности усвоения программы у таких детей сохранены, однако расстройства движений затрудняют обучение.

Дети с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата связаны с патологией развития или подтверждением двигательных механизмов центральной нервной системы. Последствия заболевания в некоторых случаях могут отразиться на психическом развитии ребенка и проявиться в замкнутости характера, эмоциональной неустойчивости, неуверенности в своих силах, в недоразвитии волевой сферы.

При детском церебральном параличе (поражении незрелого головного мозга) наблюдается сочетание нарушений функций со своеобразной аномалией психического развития, часто отмечаются речевые нарушения и задержка формирования познавательных функций, пространственно-временных представлений, практических навыков и др.

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата часто наблюдаются различные формы дизартрии. Специфика в том, что ребенок слабо ощущает, как положение своих конечностей, так и органов артикуляции.

 

Обеспечить беспрепятственный доступ воспитанников в учебные помещения, столовую, туалетные и другие помещения ДОУ;

организовать:

– пандусы;

– поручни;

– расширенные дверные проемы;

– лифты;

– локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м;

– специальные кресла и другие приспособления

Развивающая предметно-пространственная среда содержит игрушки с опорой на реальный уровень развития ребенка: игрушки для разных видов детской деятельности, в т. ч. — для предметно-манипулятивной. В отличие от предметной деятельности, содержанием которой являются истинно предметные действия, здесь речь идет не о культурно обусловленных способах употребления предметов, а лишь о приспособлении к их физическим свойствам.

И хотя предметно-манипулятивная деятельность характерна для младенческого возраста, она наблюдается и у более старших детей:

сенсорные лото, включающие предметы разного цвета, формы, вкуса, температуры, размера, текстуры, с различными звуками;

массажные игрушки — различной формы, жесткости и размера мячики, щеточки, колечки и т. д.;

игры для развития мелкой моторики — прищепки, шнуровки, бусы и д