Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ОВЗ
Условия, созданные в ДОУ для обучающихся с определенными видами ОВЗ
Вид ОВЗ |
Характерные особенности детей с ОВЗ и инвалидностью |
Порядок, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 |
Условия в ДОУ |
Нарушение зрения |
Ограниченность знаний и представлений об окружающем мире, с преобладанием общих, неконкретных знаний; недостаточная предметная соотнесенность слов, нарушение понимания смысловой стороны речи, вербализм, эхолалии. Как правило, такие дети медлительны, обладают малой психической активностью и повышенной истощаемостью.
|
Если рекомендовано МПМПК – есть возможность с нового учебного года организовать присутствие ассистента, который оказывает воспитаннику необходимую помощь; подготовить альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы |
Как и для детей с нарушением слуха, развивающая предметно-пространственная среда для детей с нарушением зрения способствует развитию полисенсорного восприятия и включает следующее: - дидактический материал с четким цветовым решением, крупного размера и объема; - рельефные картинки с изображением зверей, фруктов, ягод, посуды, и др. предметов, окружающих ребенка, букв, цифр; - специальные наборы предметов для тактильного опознавания: овощи, фрукты, посуда, мебель, одежда, разные виды транспорта, инструменты и др. |
Нарушение слуха |
Для детей с нарушениями слуха характерно недоразвитие всех компонентов речи. Они замедленно реагируют на обращенную речь, имеют трудности формирования логического мышления. |
Воспроизводить информацию звуковыми средствами |
Для этого доступная развивающая предметно-пространственная среда содержит игры и игрушки для развития полисенсорного восприятия: - зрительного — игры, в которых мы подбираем цвет и форму к изображениям реальных предметов, строить из цветного конструктора по предложенным схемам, игры с блоками Дьенеша, парные карточки, картинки, разрезанные на несколько частей и др.; - слухового — музыкальные инструменты, звучащие игрушки, шумовые коробочки и т. п.; - тактильно-двигательного — тактильные лото, тканевые мешочки с различными наполнителями, мешочки с парными предметами, доски Сегена (для определения формы и величины на ощупь и по обводящему движению), сенсорные дорожки, «Твистер» и др. |
Нарушение опорно-двигательного аппарата |
Дети, страдающие различными ортопедическими заболеваниями, вызванными главным образом первичными поражениями костно-мышечной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной нервной и периферической нервной системы), а также дети, страдающие тяжелыми формами сколиоза. Хотя потенциальные возможности усвоения программы у таких детей сохранены, однако расстройства движений затрудняют обучение. Дети с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата связаны с патологией развития или подтверждением двигательных механизмов центральной нервной системы. Последствия заболевания в некоторых случаях могут отразиться на психическом развитии ребенка и проявиться в замкнутости характера, эмоциональной неустойчивости, неуверенности в своих силах, в недоразвитии волевой сферы. При детском церебральном параличе (поражении незрелого головного мозга) наблюдается сочетание нарушений функций со своеобразной аномалией психического развития, часто отмечаются речевые нарушения и задержка формирования познавательных функций, пространственно-временных представлений, практических навыков и др. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата часто наблюдаются различные формы дизартрии. Специфика в том, что ребенок слабо ощущает, как положение своих конечностей, так и органов артикуляции.
|
Обеспечить беспрепятственный доступ воспитанников в учебные помещения, столовую, туалетные и другие помещения ДОУ; организовать: – пандусы; – поручни; – расширенные дверные проемы; – лифты; – локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; – специальные кресла и другие приспособления |
Развивающая предметно-пространственная среда содержит игрушки с опорой на реальный уровень развития ребенка: игрушки для разных видов детской деятельности, в т. ч. — для предметно-манипулятивной. В отличие от предметной деятельности, содержанием которой являются истинно предметные действия, здесь речь идет не о культурно обусловленных способах употребления предметов, а лишь о приспособлении к их физическим свойствам. И хотя предметно-манипулятивная деятельность характерна для младенческого возраста, она наблюдается и у более старших детей: сенсорные лото, включающие предметы разного цвета, формы, вкуса, температуры, размера, текстуры, с различными звуками; массажные игрушки — различной формы, жесткости и размера мячики, щеточки, колечки и т. д.; игры для развития мелкой моторики — прищепки, шнуровки, бусы и д |