Главная \ КАЗАЧИЙ ДЕТСКИЙ САД

КАЗАЧИЙ ДЕТСКИЙ САД

 

«Возрождение историко-культурных традиций

при взаимодействии детского сада и семьи»

 

  В «Национальной доктрине образования в РФ» говорится, что «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций, сохранение языков и культур народов Российской Федерации». Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. № 1153 утвержден Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ДО, в котором отмечается, что часть образовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, отражать специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

 ПРИКАЗ О ПРИСВОЕНИИ СТАТУСА "КАЗАЧЬЕ" приказ статус казачье

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого. Перед коллективом детского сада стоит цель по созданию системы работы по развитию у детей и их родителей (законных представителей) познавательного интереса к истории, культуре, традициям казачества через организацию различных видов деятельности.

Одним из направлений этой работы стало создание мини-музея «Лазоревый цветок». Силами педагогов и родителей собраны различные экспонаты.

Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).  В мини-музее проходят занятия познавательно, художественно-эстетического развития, экскурсии которые проводят дети подготовительной группы для малышей.

  В доступной форме дети знакомятся с историей, традициями, обычаями Донских казаков. Дошкольники получают представление о предметах старины (чугунок, крынка, плошка). Узнают,  как раньше гладили белье и в чем готовили еду, как носили воду и делали плетень.  С интересом рассматривают предметы  старины: рубель, валик, коромысло.

Роль мини-музея в ознакомлении с историей родного края велика:
• помогает приобщать детей к истокам национальной культуры;
• способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
• позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

На базе мини-музея проходят выставки творческих работ, посвященные любимому городу, казачьи посиделки с участие детей и родителей, творческие мастерские по изготовлению атрибутов к праздникам и развлечениям. Старшие дошкольники проводят мини экскурсии для дошкольников других групп. Наш мини-музей - это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Народные праздники всегда рассматривались в тесной связи с историей, природой, жизнью казаков. Обычаев и традиций много. Одни появляются, другие исчезают, остаются только те, которые наиболее полно отражают бытовые и культурные особенности казаков. Они сохраняются в памяти народа. Наиболее известные праздники, сохранившиеся в том или ином проявлении и до наших дней это «Святки» и «Масленица».

Приобщение детей к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках. Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Стали доброй традицией нашего ДОУ проведение совместных праздников «Покров на Дону», «Рождественские встречи» или «Святки», «Масленица», «День матери казачки», казачьи посиделки, акции. Наши родители принимали активное участие во всех мероприятиях. Так на Святки дети подготовительной группы и их родители лепили вареники с сюрпризом. На акцию посвященную прилету птиц «Жаворонки» изготовили вместе с детьми бумажных птиц, читали стихи, заклички. На праздник посвященный Дню Матери казачки играли в народные игры, делали сувениры на счастье. Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, его традициям и получают массу удовольствий.

В ДОУ обобщен опыт работы по использованию проектной деятельности, музейной педагогики, календарно-обрядовых праздников как условие приобщения детей к культуре, обычаям и традициям Донского края. И в марте 2016 года МБДОУ детскому саду № 42 был присвоен статус «Казачье».

Имея опыт работы по оказанию помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, все Вы согласитесь, что традиционные формы работы для современных родителей стали не интересны, поэтому от нас, педагогов, требуется творческий подход в работе с родителями. Чем разнообразнее формы работы в данном направлении, тем больше положительных результатов приносит совместная деятельность родителей и педагогов в воспитании детей. На наш взгляд, самой интересной формой работы, является презентация семейного опыта в воспитании детей. Родители сами выбирают тему, и желающие выступить, готовят презентацию, на которых они делятся опытом воспитания собственных детей. Так в новом году запланированы презентации «Казачья кухня» и презентация уклада жизни семьи Чумаковых, имеющих казачьи корни рода в хуторе Арпачин.

Мы надеемся, что наши встречи (посиделки) привлекут внимание и других родителей делится своими секретами, интересным опытом по возражению народных и семейных традиций.

 

IMG_20191014_104607 (1)       IMG_20191205_155800      IMG-20191118-WA0005 (1)

 

IMG_8457 (1)               347 (1)            IMG_20191105_103613 (1)     

Опыт работы по теме

«Технология музейной педагогики в условиях дошкольного образования»

   Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

    Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность.

    В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

      В 2013 году начали работу по организации (создании) мини-музея казачьей направленности «Лазоревый цветок».

Как возникла идея:

1- новые требования к образованию – введения ФГОС ДО;

2- поиск новых форм в работе с детьми и родителями (привлечение родителей в образовательный процесс);

3-  конечно желание педагогов;

4 -написание части программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных  и иных программ и/или разработанных ими самостоятельно (введение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс).

  С чего все началось, с посещения станицы Пухляковская. Возникла идея создать музей казачьей направленности, определили место расположения – группа. Придумали название.  Донской край – это степь, ковыль, а еще море тюльпанов. Казаки ласково называют его лазоревым цветком. Начали собирать экспонаты и оформлять документацию. Разработали положение, которое приняли на педагогическом совете, утверждено заведующим ДОУ. Проводить работу с детьми по приобщению к истории родного края.

     Этой работой заинтересовались и другие педагоги ДОУ, появились вопросы.

Вот тут и возникла необходимость в методическом сопровождении:

были организованны консультации «Музей в детском саду», «Особенности организации мини-музея в детском саду», «Формы работы в рамках музейной педагогики». Проведена деловая игра «Мини-музей в детском саду».

Подготовлены памятки, буклеты, презентации знакомящие педагогов с музейной педагогикой. Итогом методической работы стало проведение смотра-конкурса на лучший мини-музей «Донского края».

     Но на этом работа не закончилась. Возникли идеи по организации мини-музеев различной направленности: «Насекомые», «Космос», «Хлеб – всему голова», к 70-летию победы в Великой Отечественной войне – «Славен Дон подвигами сыновей». В дальнейшем приняли решение объединить с мини-музеем «Лазоревый цветок».

Итогом всей этой работы стало участие наших мини-музеев в городских конкурсах, где заняли призовые места.

  Наш мини-музей это не просто организация экспозиций и выставок, а место проведения многообразных форм деятельности с детьми и родителями.

С детьми проводятся:

-тематические занятия, экскурсии, викторины, различные игры, выставки детского творчества, рассматривание картин и иллюстраций, акции (Голубь мира, Покров день-платок надень), праздники и развлечения, реализация проектов различной направленности.

С родителями:

-мастер-классы «Новогодняя игрушка», «Подкова на счастье», «Семикаракорская посуда», «Донская кукла», «Конь-друг казака» данные мероприятия позволили  нам познакомить родителей с историей и традициями Донского края, сплотить детско- родительский коллектив, пополнить развивающую среду ДОУ.

- консультации (как у нас на Дону);

- памятки и буклеты (казачьи игры для детей, домашние обереги,  масленица, народные праздники, обряды и их традиции, кукла оберег из ниток, традиционная казачья кухня);

- фольклорные праздники и развлечения (Покров, День матери казачки, Масленица, Сороки) участниками которых становятся  дети и родители.

- и конечно же постоянный поиск и сбор материалов (экспонатов) – можно подарить, а можно принести на время.

 Что же дает использование музейной педагогики:

1 – помогает приобщить дошкольников и их родителей к истокам народной культуры, познакомиться с традициями и обычаями Донского казачества;

2 – воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю, Родине, гордости за свою страну;

3- вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Вывод:

Результативность использования технологии музейной педагогики. В чем же она?

1 обогатилась и расширилась РППС ДОУ;

2 работа над созданием мини-музея сплачивает коллектив педагогов;

3 музейная педагогика расширяет возможности педагога в поиске новых форм работы с детьми и родителями;

4 дети, освоив музейное пространство, станут в дальнейшем наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий.

Таким образом, мини-музей ДОУ может стать самым совершенным инструментом воспитания.

                              грамота музей ВОВ          1687351360745

      Изображение 006     IMG_20180214_090834     1689160200059

 

     1689160199970       1689160199957      1689160199939

     1689160199925       1689160199910      1689160199895

     1689160199878      1684827650681     1684827650676

     1684827650661      1684827650671   1684827650655

                                 1684137597273

 

  Фестиваль "Многонациональный Дон.

"Хоровод дружбы".

                                                                        1685695742111
    1 июня 2023 года состоялся фестиваль национальных культур народностей, населяющих наш Донской край - "Многонациональный Дон. "Хоровод дружбы".  В это году мероприятие проходит уже шестой раз и приурочено к Году атамана М.И. Платова и ко Дню защиты детей. Фестиваль знакомит зрителей с множеством национальных культур: от самой распространённой на Дону – русской – до одной из самых редких в нашем регионе – китайской. Юные участники Фестиваля – воспитанники детских садов города Новочеркасска – в ярких национальных костюмах исполняли народные песни, танцы, читали стихи. Дошкольники вместе с родителями и педагогами подготовили и представили кухню народов населяющих Донской край. Гости смогли отведать русские разносолы и традиционные казачьи блюда, китайские сладости, кавказскую и татарскую выпечку, калмыцкий  кумыс и много других блюд.

  Наш детский сад представил культурные традиции республики Татарстан. Выражаем огромную благодарность Мелехеной Ляйсан и ее маме Алие.

                                                     грамота Хоровод дружбы

    DSC_2726     DSC_2600    1685695742122

    DSC_2484    DSC_2476 (1)     DSC_2600

                                       DSC_2605

 Вариативная часть к образовательной программе ДОУ

Перспективно- тематический план ВЧ ООП

План мероприятий ВСЕМИРНЫЙ конгресс

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Покров на Дону"  Покров 2019

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ст. Нижнебаклановская "Осенний каравай. День благословения хлебов"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Масленица"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Традиции Рождества"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "День матери казачки"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "День птиц"

Проект Новочеркасск - любимый город

Презентация для родителей по реализации проекта Новочеркасск -любимый город

ПАМЯТКА ДОМАШНИЕ ОБЕРЕГИ

Буклет Мастер класс Кукла

Буклет Казачья кухня